суббота, 16 апреля 2011 г.

Смерть. Смерть? Смерть!

купить часы Dewitt

картинка

Смертен ли человек?
Основной трагизм жизни — это трагизм смерти. Кладбищем становится для нас весь мир, когда мы опускаем в могилу своих родных, любимых и товарищей. А советы окунуться в повседневные заботы, разговоры о том, что время нас излечит... Это так же бессмысленно, как напиться до бесчувствия. Смерть не вытравить из памяти. Хотим мы того или нет, все мы смертны. И смертны те, кто нам дорог и близок.

----------------------<cut>----------------------

Увы, физическая смерть неустранима. Но тем не менее, в каждой душе человеческой живет неуемная жажда жизни, бесконечного совершенства и могущества. Всю свою историю наша цивилизация идет к тому, чтобы продлить жизнь человека, и мы достигли многого на этом пути. Но в конечном итоге все усилия разбиваются об одну проблему — неотвратимости смерти.
Представьте себе, что вас приговорили к смертной казни, но отсрочили ее исполнение на месяц, и отпустили вас домой. Ужасная ситуация, не правда ли? Но ведь мы все в таком положении! Для одних приговор исполнится раньше, для других позже. Но суть от этого не меняется. Все мы смертники, причем в буквальном, точном смысле этого слова...
Никто так не мотивирован дышать полной грудью, проживая жизнь земную, как верующий. Ведь он должен суметь из сырой глыбы природной данности большим трудом, длительным подвигом высечь, как скульптор, прекрасное человеческое лицо. Воспитать в себе духовную личность и наполнить ее тем бессмертным содержанием, которое приобщит его к Вечности...

Говорят, что нормальному, здоровому человеку несвойственно думать о смерти, не замечать ее неумолимого приближения. Ошибка. То, что мы принимаем за непоколебимое душевное здоровье, на самом деле обычный самообман. Человек, лишенный веры в Господа, только через создание всяческих иллюзий спасается от кошмара осознания истинного своего положения. Положения обреченного на казнь! О, иллюзия! Она успокаивает и убаюкивает, на самом деле обманывая и обольщая!
Нам могут возразить — а чем лучше ваше положение религиозных людей, ведь и вы те же смертники? Между тем существует колоссальная разница между атеистом и верующим в их отношении к жизни и смерти. Для верующего земное существование — прелюдия к будущей, полноценной и
гармоничной жизни. Смерть для него — лишь переход от одной, низшей стадии жизни, к другой, высшей. Для атеиста земная жизнь — все.
Поэтому смерть для него — непреодолимая трагедия, обессмысливающая всю его жизнь. В этом парадоксе самый ужасный кошмар атеизма: жизнь — все, и смерть превратит ее в ничто, в бессмысленную возню. Для верующего же трагедия смерти преодолевается радостным сознанием бессмертия. И от этого земная жизнь приобретает огромный и глубокий смысл — подготовки к вечной жизни.
Так почему мы жаждем бессмертия? В сущности говоря, ненасытное стремление жить и есть неосознанная жажда бессмертия. Мотивы этой жажды коренятся в самой глубине человеческой души. Это и неутомимая жажда познания, и потребность в непрестанном творчестве, и просто глубокая любовь к живой человеческой личности. Пребывая в наших физических телах, мы не успеваем реализоваться полностью. Ведь душа человеческая внутренне бесконечна, и потому для раскрытия всех ее возможностей нужна вечность, то есть бессмертие души.
Жажду познания не утолить за одну-единственную жизнь. И творчество неразрешимо и беспредельно. Наконец, самый очевидный мотив желания бессмертия — любовь. Умереть, когда любишь, и умереть навеки, безвозвратно, это необыкновенно больно. Здесь мы можем сослаться на признания атеистов, отрицающих Бога, но обладающих опытом живой, самоотверженной и чуткой любви. Именно на атеистов, у которых под влиянием смерти горячо любимых близких людей зарождалась вера в их бессмертие! Такие атеисты, отрицая бессмертие умом, в то же время энергично утверждают его всем сердцем, всей душой своей!..
Все мы реалисты и довольно серьезные люди, чтобы принимать на веру голые теории. По этой же причине нам доподлинно известно, что ни одна элементарная частица, ни одно поле, ни один вид энергии, раз возникнув, не исчезают бесследно. Они продолжают существовать, меняя лишь форму и состояние, непрерывно трансформируясь.
На этой основе построен и известный нам всем закон сохранения организации. Сегодня мы понимаем материю как единство вещества, энергии и организации. И ни одна из этих частностей не может обращаться в нуль, что означало бы потерю материей одного из ее функциональных свойств. Превращение в нуль — фикция, реальная только с позиции абстракции науки. Таким образом полное уничтожение чего бы то ни было невозможно. Поэтому не-у-нич-то-жим и человек!..
Человек сохраняется по той же формуле! Конечно, не как тело хомо сапиенс, а в потенции. Сохраняется код материальной системы, образовывавшей до момента гибели организм человека. Тут все понятно, да? Но вот вопрос — а насколько жестко запечатлено в этом коде наше сознание? Не случится ли с ним чего после распада физического тела? Вопрос болезненный, ведь для человека самое дорогое — его личное, индивидуальное сознание, то, каким он ощущает себя. Медицина говорит — да, это возможно. Тело и душа, сома и психика неразделимы. А значит, раз сохраняется код организации системы, образовывавшей тело, тогда, в силу неразрывности сомы и психики должно сохраняться и человеческое сознание!
Но в каком именно смысле оно сохраняется? Что останется от психики, сознания, а говоря по-христиански — души каждого из нас после физической смерти? Ну, так давайте вместе разберемся — а что такое психика, сознание или душа человека? В чем отличия мира телесного или материального от мира психического или духовного?
Душа — носитель и источник наших чувств, желаний, представлений, мыслей и так далее. То есть проявлений самой жизни в индивидуальности человека. Следует понять разницу между человеческим "я", самой душой, и ее проявлениями. Чувства, мысли, акты воли имеют временную форму, они возникают и исчезают. Совсем иной характер имеет "я", то есть душа человека. У нее нет временной формы, она вечна. Чувства и мысли всего лишь проявления нашего "я". Они возникают лишь когда существует "я", которое осознает их как свои — мое желание, моя радость, моя идея... Таким образом "я" стоит выше каждого из своих проявлений и остается свободно от времени. "Я" — сверхвременно, а не только сверхпространственно, как его проявления, всегда имеющие временную привязку. Учтите: неподвластность человеческого "я", или души, времени — это не какое-то отвлеченное умозаключение, или гипотеза. Это факт наблюдения душ евной жизни человека. Из всех заблуждений человеческого ума самое парадоксальное — как мог дойти человек до материализма, до отрицания души, ибо "душа" это и есть наше "я", это мы сами в сокровенной глубине нашего существа!..
Итак, мы есть, и мы будем! Какая же именно форма бессмертия ожидает нас? Большинство людей, верующих в бессмертие, видит его как сохранение теперешнего их сознания, которое образовалось в течение их жизни. Назовем такое сознание "простейшим", договорились? Да и как его называеть еще? Ведь оно сформировано на чувстве обособленного "я", на врожденном эгоизме, интересах и потребностях, определяемых злобой дня и борьбой за лучшее место под доступными человечеству солнцами. Собственно, поэтому мы так цепляемся за него. Да мы скорее готовы отказаться от загробной жизни вообще, если нам не будет гарантировано сохранения этого маленького, ограниченного, примитивного сознания! Но зачем оно нам такое в жизни?! Нет, вы мне ответьте — зачем? Оно попросту для этого дела не подходит! Какая может быть вечная жизнь с таким, извините, огрызком вместо полноценного сознания?..
Так зачем требовать, чтобы наше "простейшее" сознание отправилось с нами в вечную загробную жизнь? Неужели вы думаете, что вечная жизнь за гробом есть тупое и нудное продолжение земной жизни со всеми ее мелочными заботами и ограниченностью интересов и потребностей?
Конечно, нет! Поэтому и желание затащить с собой в царство вечной жизни свое "простейшее" сознание, на взгляд Церкви, все равно что младенцу отказаться становиться взрослым из боязни утратить тождество своей
личности. Да, "простейшee" сознание есть по существу младенчество нашей души. Мы ведь договорились не понимать под душой только обычное сознание, которое занимает в ней отнюдь не большое место, это скорее верхний слой душевной стихии. Уверяю вас, человек вполне может стать взрослым, в корне изменить свое "простейшее" сознание, этот верхний слой души, сделав его проводником Божественной жизни. И с новым, взрослым сознанием, не похожим на "простейшее", человек способен обрести Жизнь Вечную.
Отсюда и необходимость еще здесь, во плоти, подготовить себя для жизни в потустороннем мире. Для жизни в новых условиях, абсолютно непохожих на известные нам миры, где обыкновенно царствуют злоба, ненависть и зоологический принцип борьбы за существование. Поэтому цель и смысл жизни телесной — подготовка к жизни вечной, приобретение нового, совершенно необыкновенного сознания. Но взрастить его в себе возможно только через таинство, чудо освобождения от духовной слепоты и глухоты, от того духовного паралича, в котором пребывает наше "простейшее" сознание. Измениться! Измениться к лучшему!..
Если сможем, мы будем другими! Очистившись, изменившись к лучшему, мы подготовим себя к продлению жизни с новым сознанием, не похожим на то, которым мы пользуемся в этом мире. По большому счету человек живет трижды. Первая ступень — непрерывный сон в утробе матери, когда он, прозябая в сумерках одиночества, создает тело себе. Вторая — чередование сна и бодрствования, когда человек живет личной жизнью и вступает в общение с другими людьми в лучах света, озаряющих ему мир явлений. И наконец, третья ступень — вечное бодрствование, когда жизнь человека переплетается с духовной жизнью других людей для высшей жизни во Всевышнем Духе, в Котором созерцается сущность всего преходящего.
На первой ступени из зародыша развивается тело. На второй
пробуждается дух и может создать новый орган — новое сознание, о котором мы только что говорили, для ступени третьей. И наконец, в загробном мире развивается божественное начало, которое заложено в душе каждого человека. Переход с первой ступени на вторую — рождение, со второй на третью — смерть. Но еще на второй ступени божественное иногда раскрывается в душе в отдельные моменты предчувствий, интуиции, прозрений. Это — потустороннее существование, темное пока для нас и ясное как день для душ, которые достигли третьей ступени бытия.
Надеюсь, вы заметили аналогию между развитием тела в утробе матери и развитием души в течение жизни человека, когда душа создает новый орган для жизни после смерти. Этот орган — "новое сознание". Мы говорили, что только чудо может освободить нас от духовной слепоты, от того духовного паралича, в котором пребывает наше обычное, "простейшее". Да, здесь требуется чудо благодати Божией, и христианство как раз учит о том, как приобрести это новое, совсем другое, невероятное, но доступное человеку сознание, чтобы войти в Жизнь Вечную...

Фрагмент из повести Олега Дивова «Саботажник». Проповедь капеллана Причера о бессмертии построена на фрагментах и отдельных тезисах из труда русского богослова и церковного историка Б.С.Бакулина "Бессмертие души с точки зрения опытной психологии".

Необходимо зарегистрироваться чтобы прочитать текст

0 коммент.:

Отправить комментарий