суббота, 4 декабря 2010 г.

Собирать преданья старины, чтоб быть забытым? Судьба таланта...

Все мы – хотим или не хотим – связаны с историей России, народными традициями и обычаями. Среди собирателей и хранителей этих традиций, идущих из глубины веков, есть особое имя – Аполлон Аполлонович Коринфский, автор очень ценной по содержанию и доступной по смыслу книги «Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа».

Право же, человек, десятилетиями собиравший эти драгоценные сведения, достоин того, чтобы и его судьбу знали соотечественники.

Кстати, фамилию свою, похожую на псевдоним, он получил от деда, М.П.Варенцова, которому она была дарована самим императором Александром I.

Аполлон Коринфский – будущий поэт, журналист, литературный критик, переводчик, этнограф, библиограф – родился в Симбирске в 1867 г., но день его рождения стал датой смерти матери. Отец, мировой судья и мировой посредник, был страстным любителем музыки и поэзии. И хоть судьба ненадолго подарила мальчику общение с ним (Аполлон Коринфский-старший умер, когда сыну было всего 5 лет), любовь к музам передалась и ему. Ребенок остался на попечении родственников, и детство провел в родовом имении, сельце Ртищево – Каменный Отколок под Симбирском.

Он не знал нужды, у него были домашние учителя – гувернеры. Но, тем не менее, читать и писать научился самостоятельно, а еще раньше знал наизусть много стихов А.А.Фета, А.Н.Майкова, Я.П.Полонского. Возможно, это привило ему «с младых ногтей» литературный вкус. Другим «учителем словесности» была живая народная речь. Люд местный, деревенский был словоохотлив, и чуткий к слову мальчик слушал с трепетом, как музыку, сказки, предания, пословицы и загадки.

В Симбирскую классическую гимназию Аполлон Коринфский поступил в 1879 г. и оказался в одном классе с Володей Ульяновым, сыном инспектора народных училищ и будущим В.И.Лениным. В гимназические годы писал стихи и издавал рукописный журнал «Плод досуга». В седьмом (выпускном) классе был исключен за чтение «недозволенных» книг и знакомство с политическими ссыльными.

После этого попробовал себя на стезе театрального антрепренера, но разорился так, что вынужден был продать имение, и решил посвятить себя литературному творчеству. Работал фельетонистом «Самарской Газеты», «Волжского Вестника» и начал публиковать не только в провинциальной, но и столичной печати свои стихи, беллетристику, рассказы, критику и этнографические очерки. Потом начинают выходить и книги: «Песни сердца» (1894), «Черные розы» (1896) и др. Кроме того, он занимается переводами из Г.Гейне, С.Т.Кольриджа, А.Мицкевича, П.Беранже, Г.Х.Андерсена, Г. де Мопассана, Я.Купалы. А стихи самого А.Коринфского переводятся на английский, французский и другие европейские языки, к ним сочиняют музыку...

Наконец, по собранным фольклорным материалам, А.Коринфский издает в 1901 г. «Народную Русь...», не единственное, но наиболее ценное из составленных им этнографических изданий. А еще сочиняет «бывальщины», которые, наряду со «сказками», С.Венгеров, современный исследователь творчества А.Коринфского, упрекает за стремление к эффектам, искусственно-былинный стиль, идеализацию старины. А может, речь идет об ее поэтизации?..

Все шло хорошо, пока не случилась в России революция, которую писатель резко не принял. Это стоило дерзкому автору дорого: фактически его вычеркнули из отечественной литературы. Но жить-то надо! Приходилось искать заработки: сначала в Просветительском комитете, затем в редколлегии Всеобуча, в отделе учета лавок Петрокоммунии, наконец – библиотекарем 54-й Трудовой Советской школы в Петрограде.

Когда в 1922 г. его пригласили в литературный кружок, казалось, это может стать возвращением в любимую среду, но... именно участие в нем инкриминировалось ОГПУ в качестве «антисоветской агитации». В конце 1928 г. писатель был арестован, через полгода осужден по статье 58-10 и 58-11, но не расстрелян, не отправлен в лагерь, а изгнан в Тверь со статусом «АВЕ» – административно высланный. А «Народную Русь...» стали изымать из библиотек (как книгу «врага народа» или для воспитания «Иванов, не помнящих родства»). И только через много лет выяснится, как глубоки были исследования А.Коринфского-этнографа, когда его заключения (например, о роли Велеса в жизни наших предков-земледельцев) подтвердятся в работах таких известных ученых, как В.Иванов и В.Топоров.

По воспоминаниям Бориса Бажанова, выходя в Твери на улицу (на бульвар Радищева), этот «АВЕ» имел «вид порядочности при весьма слабых карманных средствах»: с бородой, в шляпе, в долгополом пальто с засаленным бархатным воротничком, с характерной походкой, неизменной газетой в одной руке и палкой – в другой.

Мнимая свобода! Жить-то было не на что: лишь 2 месяца удалось продержаться корректором в областной типографии, но А.Коринфский никак не мог запомнить нового правописания и все правил «красного» на «краснаго», «синего» на «синяго». Однажды редактор, прознавший про то, что опальный писатель учился в Симбирской гимназии вместе с Лениным, предложил заняться воспоминаниями. Тот занялся, но опубликовано было только начало, поскольку надзирающий глаз «оттуда» мгновенно заметил и запретил. Мало того, автора мемуаров вызвали «куда надо», отобрали рукопись и сказали: «Что ты, старик, за давностью лет все переврал: учился совсем не с Лениным и даже в другом городе и в другие годы».

...Умер А.А.Коринфский 12 января 1937 г. и был похоронен в Затверечье. Могила его сейчас утеряна, но когда на ней стоял крест с именем и датами жизни писателя, то на железной табличке масляной краской была написана строка из его стихотворения, ставшая эпитафией:

«Храни, Господь, народные твердыни – живи вовек, родная мне страна!»

0 коммент.:

Отправить комментарий